Выписки из книги «О нежити богомерзкой, ай`иночи так же именуемой» за авторством Никодима Арунского.

…Обитают упокойники в стране на востоке, окруженной непролазными горами – не иначе сами боги в милости своей великой защитили людей от их тлетворного влияния. Сами они нарекают ее Семетерией, что в переводе означает Туманный Погост, да помилует нас Урфин. Страна их столь же мертвая, сколь и они сами. Ни травинки, ни цветка не увидите вы там. Лишь голые деревья торчат из растрескавшейся, серой земли, будто черные изломанные руки тянут они к затянутому тучами небу. Ни единого солнечного луча не пробьется сквозь эту смрадную пелену.
…Главным городом их является Шенис, раскинувший свои щупальца на границе побережья с Ледяной пустыней, выжженной морозом пустошью, где замерзают даже мысли. Проклятая цитадель их богомерзкого правителя,подобно огромному уродливому чудовищу, цепляется за высокую скалу над бушующим морем, где не водится ни рыбы, ни иной живности, и только мертвые чайки оглашают своими пронзительными криками пустынные берега. К цитадели с обратной стороны от моря ведет узкая тропа, именуемая АсдисЭсгерд, Тропой Асдиса. Приписка на полях:Асдисом звался седьмой император Семетерии, коего сразило благословенное копье святого Иосафата. Она разрушенная, полуобвалившаяся, и настоящим чудом будет удержаться на ней. А тот, кто все же преодолеет сей сложнейший путь, предстанет перед цитаделью. Это настоящее средоточие зла; от нее веет холодом, тленом и ужасом. Ветер завывает, словно человек в невыразимой муке, башни, похожие на гигантские наконечники копий, нависают над громадными черными воротами, исписанными богомерзкими надписями, а внизу бушует и лижет скалы ледяное, мертвое море. Это поистине страшное место, и я до сих пор содрогаюсь, вспоминая его.
…А живут тамупокойники, трупы, поднятые из могил мерзостным ритуалом. Сами себя они называют ай`иночи, но неведомо мне, как сие переводится, и знать я этого не хочу, ибо уверен, что это очередное грязное богохульство. Кроме них живут в Семетерии так же скелеты, на чьих костях не осталось мяса, и глаза которых светятся колдовским огнем в пустых глазницах; вампиры, суть мерзостные упыри, сосущие кровь у живых существ; личи – скелеты-колдуны, больше прочих ненавидящие человеческий род, и…впрочем, называть прочих у меня не поворачивается язык.
…Некоторые упокойники почти неотличимы от людей, и, дабы не ошибиться, вот приметы, по которым можно отличить ай`иночи от живого человека:
Во-первых, кожа их бледная до синевы, а прикосновения холодны как лед.
Во-вторых, глаза, какого бы цвета они не были, остаются глазами мертвецов. Это сложно описать, но понять, что я имею в виду, не составит труда при взгляде в их ужасные зенки.
В-третьих, они иногда застывают на месте, вперив взгляд в пустоту. В такие моменты они особенно уязвимы.
В-четвертых, они почти нечувствительны к боли – впрочем, солнечная вода и серебряное оружие исправляют этот недостаток.
Помимо вышеперечисленного, существует еще ряд признаков, но я считаю, что в данном труде он будет неуместен.
…Кроме того, следует отметить некоторые способности упокойников. В частности, они способны видеть в двух измерениях. Поверхностный взгляд – это взгляд человека; в этом измерении они видят то же самое, что видят люди. А глубокий взгляд – это взгляд сверхъестественный, колдовской. Если они смотрят глубоким взглядом на живое существо, то видят его душу, которую могут пленить и даже уничтожить. Отличить глубокий взгляд от поверхностного возможно при внимательном наблюдении: когда упокойник смотрит на человека глубоким взглядом, то его глаза слегка светятся тусклым мертвенным светом.